Классификация асфальтовых катков
Асфальтоукладочная машина – техника, предназначена для качественной укладки асфальтного покрытия.
Валец – главная рабочая часть катка. Он выполнен в виде цилиндра вместо колес.
Есть несколько категорий классификаций, по которым распределяют асфальтовые катки.
- Способ передвижения. Бывают прицепные и самоходные катки. Первые без автономного двигателя (для движения нужна сила извне), вторые могут передвигаться сами.
- Количество осей: 1, 2, 3.
- Количество вальцов: 1, 2, 3.
- Воздействие на материал: вибрационные и статические катки. Первые укладывают и прессуют материал с помощью специального вибратора, который установлен вокруг оси. Статический же уплотняет материал собственным весом, образуя после себя ровную поверхность.
- Виды вальцов: гладкие, кулачковые, решетчатые, пневмоколесные и комбинированные. Первые обладают гладкими колесами из металла. Вторые на своем покрытии имеют немного выступов, напоминающих кулачки. Работают на рыхлом грунте, потому что выступы отлично его укладывают. При помощи решетчатых вальцов уложенный заранее грунт трамбуют. Неоднородный грунт под действием таких катков становится более плотным благодаря разбиванию комков. Пневмоколесные имеют вместо вальцов пневматические шины. Колеи задних колес обычно перекрывают передними из-за промежутков между шинами. Комбинированный включает в себя вальцы разных видов: передний валец кулачковый, а задний решетчатый.
- По массе. Бывают ручные укладчики, бывают сверхтяжелые. Ручные – до тонны, сверхтяжелые – до 100 тонн. Бывают средние – до 10 тонн.
Также некоторые асфальтовые катки могут различаться по глубине трамбовки. В зависимости от конструкций глубина может колебаться от 10 см до 150 см. Новые современные катки могут развивать скорость до 14 км в час, когда прежде возможная скорость не превышала 2-5 км.